Лет двести тому назад северная окраина города ещё была окружена лесами. Здесь, по сути уже за городской чертой, полковник Струков приобрёл у города место, построил дом и разбил сад. Потом он уехал из Самары, и уже после его смерти сад пошёл с молотка. Сад, который принадлежал полковнику Струкову, был гораздо меньше современного парка отдыха. Уже несколько позже к нему присоединили сад купца Синягина с севера и сад поручика Кроткова с юга.
От прежних Струкачей сегодня остался только вот этот грот. А в нескольких десятках метров отсюда когда-то находился вокзал, или воксал. Но ни о каких поездах здесь никогда и слыхом не слыхивали. Оказывается, слово «воксал» пришло из Англии, и там оно означало увеселения в особых летних садах. Таким увеселительным местом и был вокзал в Струковском, а фактически – ресторан, где была танцевальная зала, диванная комната и комната для карточной игры.
Как известно, до революции Струковский сад был местом довольно респектабельным. В нём бывали заезжавшие в Самару монархи, посещали именитые писатели, и вообще Самара славилась своим публичным садом. Так, 4 сентября 1856 года до Самары дошла весть о состоявшейся несколько дней тому назад в Москве коронации Александра Второго. Отпраздновать это событие самарцы решили широко, всем миром.
Вечером 6 сентября городской сад наполнился народом. Тёмные аллеи осветились разноцветными фонарями. Играл оркестр. А ближе к полуночи был дан великолепный фейерверк из ракет, римских свечей, «плавающих уток», «крутящихся водных колес» и еще многого другого, на что были способны местные пиротехники. Как зачарованная, самарская публика наблюдала за всем этим великолепием, стоя здесь, в саду, и глядя на Волгу, где на плотах были установлены специальные пиротехнические приспособления.
После революции судьба сада изменилась. В первые послереволюционные годы Струковский то закрывали для всеобщего посещения, то открывали вновь. То делали вход в него платным, то ограничивали билетами, которые распространялись на предприятиях и в учреждениях. Здесь так же устраивались фейерверки, играл оркестр и кружились пары. А еще сюда наведывались разного рода Остапы Бендеры сотоварищи, которые были не прочь заработать на доверчивости строителей светлого будущего и готовы были рассказать как угодно и о чем угодно, лишь бы заработать на хлеб с маслом. Одним словом, «мадам-месье, же не манж па сис жюр».
«Внимание! Внимание! Сегодня в Струковском саду состоится лекция бывшего обер-прокурора синода и члена Государственной думы Владимира Николаевича Львова на тему «Распутин и Александра Федоровна». Во 2-м отделении – концерт и танцы. Плата за вход в сад – 10 копеек, на места от 25 до 50 копеек. Лица, взявшие билеты на места, за вход в сад не платят». Надо ли говорить о том, что «лекция» о царице и Распутине собрала колоссальное количество слушателей, которые жаждали только одного – подробностей.
А ещё в Струковском саду когда-то находился цирк, мимо которого просто невозможно было пройти. «Только сегодня в самарском цирке большое представление в 3-х отделениях! Гастроль заграничного аттракциона «Колесо смерти» под куполом цирка! Хождение по потолку вниз головой! Человек-муха! Собака-футболист, собака-математик и много других показательных научных номеров! Небывалое достижение техники «Чудеса теней»!». Красочные афиши так и звали заглянуть под купол, где творились такие чудеса, о которых ни в сказке сказать, ни пером описать.
Настоящий фурор в самарском цирке произвел не однажды приезжавший на гастроли факир Иам, который жег свое тело, прокалывал иглами руки и язык, прыгал на доску, утыканную гвоздями, и на битые стекла. Наконец, клал себе на живот громадный камень, по которому колотили молотом, брал в рот горячие угли и зажимал зубами раскаленное железо. При этом факир убеждал публику, что в его фокусах нет ничего сверхъестественного, все основано на законах физики, химии и на ловкости рук, и в «следующий раз» он обязательно разоблачит шарлатанство таких же, как он сам, факиров. Билеты на представления жадно скупались, но, естественно, обещанный «следующий раз» так и не наступал.
Так жил сад, со временем превратившийся в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Сад, без которого была бы другой Самара и мы с вами, живущие в этом городе.