Куйбышев — вторая
военная столица

Мы в соц. сетях - facebook vk twitter

lebedСамарская областная благотворительная организация Ассоциация „Социальная защита детей инвалидов"

Виртуальная экскурсия по безымянке и метро

В начале двадцатого века в той части современной Самары, которая известна под именем Безымянки, было безлюдно и тихо. Раза два в день на одноколейке, проложенной от Самары в сторону Кинеля, показывался поезд, который проходил не останавливаясь. Пассажиры, зевая, смотрели в окно, и пеняли на однообразную гладь дороги – ни поселка, ни полустанка, не на чем остановиться глазу. Впрочем, полустанок появился – в 1903 году, в голой степи, так что даже не знали, какое ему дать название, да так пока и назвали – Безымянка. Вроде, время покажет, как ему называться, а пока пусть называется так.

Однако, если бы скучающие пассажиры поменьше зевали и присмотрелись бы к этому месту повнимательнее, тогда бы они заметили, что не такое уж оно и необитаемое. Весной и летом здесь колосился овёс и зрела рожь, а осенью то там, то здесь можно было увидеть огромные арбузы. Чуть дальше, у водопоя, паслось стадо коров, а ещё дальше располагалось стрельбище, или полигон, на котором отрабатывал манёвры местный артиллерийский гарнизон, казармы которого, как известно, находились в Самаре. Само же это место называлось «Под», то есть гладкое, ровное, как пол у печки.

В августе 1932 года близ разъезда Безымянка развернулось ударное строительство Самарского железнодорожно-ремонтного завода, которое было завершено всего полтора года спустя. На заводе работало около двух тысяч человек, занятых в производстве паровозных рессор, осей, пружин. Это было первое промышленное предприятие Безымянки, которая к этому времени превратилась в станцию. А ещё несколько лет спустя возле станции Безымянка был заложен крупный промышленный узел, где планировалось построить несколько  заводов по выпуску тяжёлых грузовиков и моторов к ним. Но начавшаяся в 1939 году вторая мировая война заставила пересмотреть планы.

Из постановления Комитета Обороны при СНК СССР о строительстве в Куйбышевской области самолето- и моторостроительных заводов и создании  специального проектного бюро от 6 августа 1940 г. Совершенно секретно. Комитет Обороны при СНК Союза ССР постановляет:    

1. Приступить к строительству трех новых авиационных заводов в районе г. Куйбышева на Безымянской и Падовской площадках.

2. Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов: самолетостроительный завод № 122 к 31 декабря 1941 г.; самолетостроительный завод № 295 к 1 февраля 1942 г.; моторостроительный завод №337 к 1 мая 1942 г.

3.Возложить строительство самолетостроительных и моторостроительных заводов на НКВД СССР.         

Основной рабочей силой, на плечи которой легло возведение заводов, стали заключенные. В августе 1940 года был подписал приказ об организации Специального управления по строительству на Безымянке; под приказом стояла подпись Берии.  Строительство на Безымянке должно было обеспечивать 100 тысяч рабочих в день. Привлекались к стройке и вольнонаемные рабочие, но в основном это были зэки Безымянлага.

Зимой 1940-1941 годов на строительстве заводов началась активная работа. На станцию Безымянка прибывали и прибывали эшелоны со строительной техникой и материалами. На тридцатиградусном морозе строились бараки для заключенных. Прокладывалась автодорога, связывающая Безымянку с городом. Велось строительство линий электропередач. Таким образом, к началу войны с Германией район Безымянки уже превратился в мощный промышленный плацдарм, готовый обеспечивать фронт самолётами, которые нужны были ему «как хлеб, как воздух».

Одновременно с заводскими корпусами и цехами возводились и жилые кварталы. Вначале это были одноэтажные дома каркасно-засыпного барачного типа. Позже на их месте построили 4-х и 5-ти этажные сталинки. Кстати, план застройки Безымянки был составлен задолго до начала войны и еще даже до революции. Улицы, идущие вдоль Сухой Самарки, называются на нем улицами – Первая Безымянная (сегодня это улица Физкультурная), Вторая (теперешняя Победа) и так далее. Их пересекают линии, которые тоже нумеруются.

Улица Победы разделена на две части – западную и восточную. Границей между ними является проспект Кирова. Западный участок улицы старше восточного, он застраивался в первые послевоенные годы, и это на нем, в основном, находятся трёх- и пятиэтажные дома «сталинского» типа. Восточная часть улицы моложе и выше, а начало её застройки относится к 60-м годам. А своё нынешнее название улица получила ровно шестьдесят лет назад, в 1949-м году.

Там, где улицу Победы пересекает проспект Кирова (когда-то он назывался «Кировское шоссе»), находится ещё одно центральное место современной Безымянки – площадь Кирова с памятником и Дворцом культуры на ней. Говорят, что под этой площадью и под всей Безымянкой скрывается огромное подземелье с разветвлённой сетью ходов, переходов и площадок. Дескать, в случае новой войны жизнь Безымянки могла бы без труда переместиться под землю. Есть даже и такая версия, согласно которой можно нырнуть под землю где-то под каблуком Кирова, а выйти наверх у самой Волги.

А вот это подземелье – никакая не легенда и небылица, а самое что ни есть настоящее метро, строительство которого началось в 1980-м году для того, чтобы окончательно связать рабочую Безымянку с центральными районами города. В декабре 1987-го года было открыто движение на пусковом участке из трёх подземных и одной наземной станций. Сегодня таких станций девять: Юнгородок, Кировская, Безымянка, Победа, Советская, Спортивная, Гагаринская, Московская, Российская. Проехать по всем этим станциям – всё равно, что страница за страницей перелистать учебник истории страны и города за последние семьдесят лет – с момента начала Великой Отечественной войны до сегодняшнего дня.

Вот перед нами встают суровые будни тылового города – работа в полторы-две смены, карточки на хлеб и продовольствие, жизнь в эвакуации, вдали от тех мест, где родились и выросли инженеры и рабочие авиационного, моторостроительного, подшипникового и других заводов, в считанные дни перевезённых из Москвы, Ленинграда, Воронежа и других городов на окраину Куйбышева. Кировская, Безымянка…

Победа… Одна на всех и в то же время – своя у каждого. Победа, в которую верили. Ради которой забывали обо всём на свете. И которой радовались так, как не радовались больше никогда в жизни. Станция метро «Победа»…

Первые послевоенные годы, восстановление народного хозяйства, успехи социалистического строительства. И – новые победы: в труде, в спорте, в науке, в космосе… Советская, Спортивная, Гагаринская…

Новая Россия, новые надежды и чаяния, мечты и планы… Станция «Московская», открытая в декабре 2002-го года… Вырастают новые поколения, рождаются новые идеи. Растёт город, численность населения которого давно превысила миллион человек, растёт самарское метро. Станция «Российская», открытая в декабре 2007-го… А впереди – другие события, и другие станции.

Общая протяжённость линии метро на сегодня составляет более десяти километров. В октябре 2013 года самарскому метрополитену было присвоено имя Алексея Росовского, в течение восемнадцати лет руководившего исполкомом Куйбышевского городского Совета народных депутатов и стоявшего у истоков строительства метро в Самаре. 

Пожелания и мнения о проекте