Летом 1870-го года в селе Ширяево на правом берегу Волги жил и работал художник Илья Репин, приехавший сюда, в окрестности Самары, в поисках фактуры для большой работы о русском характере. «Волга представлялась мне какой-то музыкальной пьесой, вроде «Камаринской» Глинки, где пляшет весь хоровод гор», - вспоминал потом художник о своих впечатлениях того времени.
А ещё Репину запомнились постоянные недоразумения, происходившие у него с местными жителями, для которых было в диковинку видеть такое внимание к ним со стороны важного петербургского господина.
«Первый же рисунок мой в альбом с группы детей на берегу окончился скандалом, - описывал позже Репин своё пребывание в Ширяеве в письме к Петру Алабину. – Дети были довольны, получив по пятачку за своё мирное сидение, но сбежавшиеся матери пришли в ужас, поколотили детей и заставили их бросить деньги. На их плач сошлись мужики и строго потребовали объяснения, кто мы такие. В итоге до нашей избы нас сопровождала уже целая толпа со зловещими лицами и настоятельным требованием паспортов. Мы вынесли паспорта, но оказалось, что прочитать их было некому, так как толпа была неграмотна.
Один серьёзный и сметливый мужик, заметив чёрную печать на паспортах, спросил: «А что же это за печать такая?» - «А это печать императорской Академии художеств», - ответил я. толпа мгновенно присмирела. «Слышь ты, императорская печать», - прогудело в толпе, которая понемногу разошлась по своим делам, а наутро раздобыла пропойцу – отставного писаря. Писарь объяснил им всё, как умел, но печать скоро перетолковалась в Антихристову, и только самые отпетые бурлаки не боялись сидеть или стоять нам на натуре, когда мы обещали им полкварты за работу. Но и эти смельчаки, как я не раз замечал, получив деньги и отойдя подальше, крестили на своей ладони плату за сеанс, и тогда уже, повеселевшие, прибавляли шагу, когда убеждались, что деньги не превращались в черепки.
Признаюсь, что от отчаяния я даже пускался в ложь и уверял их, что картинки мы пишем для царя. Мол, ему надо знать, где какие люди живут, в чём они ходят, как работают. «Так мы тебе и поверили», - с ухмылкой отвечали мне бабы. «Да что ты, родимый, мы этого недостойны», - говорили и мужики, тоже не веря мне. Да и сам я не поверил бы тогда, что впоследствии картина моя будет висеть во дворце Великого князя Владимира Александровича, и что мне посчастливится рассказать ему лично обо всём, и что жизнь бурлаков сделается известной даже лично Государю через Великого князя. Обо всём этом я даже и не мечтал тогда».
В селе Ширяево, где жил художник, много позже был открыт дом-музей Репина, а в начале августа, в день рождения автора «Бурлаков на Волге», проводятся праздники, на которых потомки тех самых недоверчивых ширяевских мужиков и баб вспоминают лето 1870-го года, когда по дорожкам села ступала нога одного из крупнейших мастеров русской реалистической живописи.