На протяжении многих веков люди ломали голову над тем, как возник этот курган, издавна называемый Царёвым. Согласно одной из легенд, он вырос на месте погребения татарского князя по имени Мамаон. Якобы этот князь плыл вверх по Волге с несметным войском, намереваясь захватить Русь. Но здесь вдруг заболел, умер и был погребён своими соплеменниками на волжском берегу.
Прощаясь с полководцем, каждый воин набрал в шапку столько земли и песка, сколько могло в ней поместиться, и эту землю высыпал на то место, где похоронили князя. И пока воины высыпали землю из шапок, гора росла, росла и, наконец, превратилась в курган, видный за много вёрст вверх и вниз по Волге.
Есть и другие легенды о татарских косточках, якобы лежащих под толщей Царёва кургана. Так, например, рассказывают, что у его подножия отдыхал после битвы на Кондурче великий завоеватель Тамерлан, известный под именем Темир Асака. Это было в июне 1391-го года. Битва между Тамерланом и Тохтамышем продолжалась три дня и завершилась разгромом последнего. Тогда воины Тамерлана погрузили добычу на верблюдов и отправились домой. Караван из сотен верблюдов растянулся на многие версты. Они шли, навьюченные захваченным добром, а вслед за ними гнали коров, лошадей и пленников. Здесь караван остановился, и у впадения Сока в Волгу вырос город из тысяч разноцветных шатров, простоявший около месяца – ровно столько потребовалось отважным воинам Тамерлана, чтобы залечить раны и снова отправиться в путь.
В битве на Кондурче погибли тысячи людей, сотни умирали от ран после неё, так что земля на всём протяжении от места битвы до этого кургана была устлана трупами. Опасаясь того, что неубранные трупы могут стать причиной мора и погубить его войско, Тамерлан приказал собрать мёртвые тела и сбросить их в расщелины кургана, где они уже не могли причинить вреда живым. Так курган, названный тогда же или позже Царёвым, превратился в огромную могилу для тысяч и тысяч кочевников.
По другому преданию, курган вырос по повелению Ивана Грозного. А было это так. Во время одного из своих походов Иван Грозный остановился как-то раз в Жигулёвских горах. И вот захотелось ему сосчитать своё войско. Тогда приказал царь каждому воину взять по горсти земли и бросить эту горсть на одно и то же место, из этих горстей и образовался курган-великан, называемый Царёвым курганом.
Почти доподлинно известно, что в 1722-м году, проплывая мимо Царёва кургана, на него поднимался Пётр Первый. Когда струги подошли к кургану, Пётр ревниво посмотрел на его неприступную кручу: «Ишь ты, свысока на меня глядит! Ну, это мы еще посмотрим – кто кого!..». Солнце стояло в зените, на небе не было ни облачка. Высоко, над самой вершиной кургана, парил орёл, раскинув крылья. Он тоже чувствовал себя здесь хозяином и совсем не собирался считаться еще с чьей-либо властью. «Да вы что, смеётесь надо мной что ли», - проворчал Пётр – так, что стоявшие рядом почуяли его раздражение и почти гнев.
«А ну, чалить к берегу! – громко скомандовал Пётр, сорвал с головы треуголку и, смяв её железными пальцами, начал карабкаться наверх. – Держава сия наша! Поднимемся и посмотрим, велика ли она. С горы посмотрим…». Тяжело отдуваясь, вслед за царём карабкались царские вельможи. Поднявшись, император выхватил у одного из солдат боевой топор и ударил им по твердой скале: раз, другой… И бил по неподатливому камню до тех пор, пока на скале не появилась надпись: «1722 год. Пётр Первый». «Вот так, - довольно произнёс царь, обращаясь к кургану, - понял теперь, кто здесь царь?».
Здесь, на вершине горы, царь расположился на отдых. Внизу катила свои волны Волга. Бурлаки, уронив головы, тянули тяжёлую баржу с хлебом. Когда приблизились к кургану, начали причаливать – вбили кол, прикрутили к нему бечеву. Потом зажгли костёр и стали сушить мокрые рубахи. Пётр смотрел на них, на Волгу, а сам думал ту же думу: «Воли захотели? Так знайте, что и воля у нас – моя, царская!»
В конце позапрошлого века моста возле Сызрани началось сооружение железнодорожного моста через Волгу. Для возведения опор моста требовались огромные плиты, которые решено было взять из Царёва кургана. Это привело к образованию с трёх его сторон искусственных обнажений, открывших состав известняковых пород. Теперь, поднимаясь по юго-восточному склону бугра, можно было увидеть слои, переполненные ветвями известняковых кораллов, а выше их – пласты со следами морских лилий и моллюсков. Все это говорит о том, что Царёв курган так же, как и Жигулёвские горы, когда-то был дном моря, и Тамерлан вместе с Иваном Грозным не имели к его возникновению никакого отношения.
Но как бы то ни было сотни рабочих при помощи ломов и тяжёлых кувалд с раннего утра до поздней ночи вгрызались в толщу кургана, которому не оставалось ничего больше делать, как только подчиниться. Шапка Мономаха на волжском берегу покачнулась, чтобы ещё полвека спустя скатиться к ногам строителей светлого завтра.
Говорят, что в ноябре 1905 года, когда по всей России пылал пожар первой русской революции, крестьяне сёл Большая Царевщина и Старый Буян избрали Старобуянское народное управление и провозгласили Старобуянскую республику с центром в Царевщине. Огромными буквами из белого камня они выложили на обращённом к Волге склоне слова «Долой самодержавие!», видные издалека и приводившие в бешенство тех, кто думал иначе.
История не пожелала оставить эти места в покое и с наступлением светлого завтра, которое началось для этих мест со строительством Волжской ГЭС. В пятидесятых высота купола Царёва кургана ещё составляла около восьмидесяти метров, но в связи с разработкой камня для строительства гидроэлектростанции курган стал существенно ниже и утратил былое величие. Теперь в толщу кургана вгрызались уже не кайлом и киркой, а ковшами экскаваторов и другой тяжёлой техники. Курган спорил, сопротивлялся, но был вынужден подчиниться силе. Сотни тысяч кубометров камня, добытого здесь, ушло в Комсомольск и Жигулёвск, легло в основание нового шоссе «Куйбышев – ГЭС имени Ленина – Москва» и железнодорожной линии «Куйбышев – Жигулёвское море».