Архитектурное наследие

Мы в соц. сетях - facebook vk twitter

lebedСамарская областная благотворительная организация Ассоциация „Социальная защита детей инвалидов"

Виртуальная экскурсия по Соборной площади

В начале 20-го столетия площадь, которая сегодня носит имя Куйбышева, называлась Соборной. Это здесь, сидя на облучке, извозчики дожидались желающих прокатиться, а мимо них степенно прогуливались дамы с зонтиками от солнца и господа с тросточками. А дальше открывался замечательный вид на кафедральный собор, обращённый колокольней к Волге.

Но однажды летней ночью 1930 года стекла близлежащих с площадью домов неожиданно задрожали. Перепуганные жители высыпали на улицу и увидели, как над забором, которым обнесли храм, поднимаются клубы пыли и дыма. Сам храм ещё белел сквозь пыль и ночную тьму, но верхняя часть красавицы-колокольни обрушилась. С этого момента ночные взрывы на Коммунальной площади, как теперь называлась Соборная, стали повторяться довольно часто, и уже никто не выходил на улицу. Жители знали: это взрывают собор.

К концу августа все подходы к площади были завалены мусором. Днем и ночью, при свете электрических фонарей, десятки людей разбирали кучи кирпича, земли, щебня, грузили на подводы и перевозили на заранее намеченные участки. Мусор сваливали на Вилоновский спуск, куда было решено перенести пристань, в овраг на бывшей Ильинской площади. Из него изготавливали теплобетонные камни, из которых построили Дом промышленности.

В июле 1935 года на площади, где еще зиял огромный котлован, начались подготовительные работы для строительства Дома культуры. Застучали топоры в соборных скверах. Площадь опять огородили забором, над которым возвышались сторожевые вышки. По периметру площади были построены многочисленные бараки, склады, конторы, подсобки, общежития. А еще три года спустя на месте разрушенного собора уже возвышался Дворец культуры и памятник Валериану Куйбышеву перед ним.

Авторами проекта Дворца культуры были ленинградские архитекторы Ной Троцкий и Николай Каценеленбоген. Огромное здание Дворца было выстроено в стиле «советский ампир» со свойственными этому стилю имперской помпезностью и обилием символики. А вот товарищу Куйбышеву, которого изваял Матвей Манизер, не повезло: говорят, что по первоначальной задумке памятник должен был стоять на крыше десятиэтажной высотки, откуда он не казался бы таким непропорциональным. Но когда работа над памятником уже подходила к концу, проект всего архитектурного ансамбля изменился, - так сталинский нарком оказался на пресловутой табуретке перед входом во Дворец.

Говорят, что эта площадь – самая большая в Европе. Возможно, это так и есть. Небо над этим местом слышало молитвы и раскаты победных маршей, видело взрывы и салюты, а по земле ступали монархи и министры. Незабываемое событие произошло здесь в августе 1958 года, во время приезда в Куйбышев Никиты Хрущёва. Председатель Совмина прибыл на куйбышевскую землю в связи с пуском Волжской ГЭС и, как было запланировано, должен был выступить здесь на торжественном митинге. Но когда Хрущёв поднялся на трибуну, из толпы в него полетели гнилые помидоры и тухлые яйца. Так куйбышевцы отреагировали на регулярные перебои в снабжении города самыми необходимыми продуктами питания. Митинг был сорван, и Хрущёв ретировался, так и не сказав ни слова. 

Пожелания и мнения о проекте