Именно для этого в феврале 58-го в Куйбышев приехал ещё один человек, с именем которого будет связано рождение космической отрасли в СССР. Этим человеком стал Дмитрий Ильич Козлов.
Ещё в декабре 1945 года, защитив дипломный проект о разработке нового типа взрывателя для артиллерийских снарядов, Дмитрий Козлов получил диплом «инженера-механика» и был отправлен на дополнительные 4-х месячные курсы. «Будем готовить из вас специалистов по разработке принципиально новой военной техники. Какой? Придёт время – узнаете!». Время пришло совсем скоро. Уже в июле 46-го молодых инженеров, в числе которых был и Козлов, отправили в командировку в Германию. Здесь их встретил ничем не приметный мужчина в военной форме с погонами полковника, который пригласил приехавших в одну из комнат, усадил на стулья и представился: «Меня зовут Королёв, Сергей Павлович Королёв. В данное время я руковожу работами по изучению ракеты Фау-2».
Что было потом? Много чего – комната в заводском общежитии в Подлипках, рождение сына и дочери, первые испытания на полигоне в Капустином Яру. А в мае 57-го был произведён первый пуск Р-7. Да-да, 15 мая в 19 часов 01 минуту по местному времени. Сначала всё шло нормально: взлетевшая ракета устойчиво шла вверх, но через несколько секунд после выполнения команды на включение двигателя второй ступени ракета взорвалась в воздухе, развалившись на куски. «Ничего, - подбадривал тогда министр оборонной промышленности Устинов, - напрасно вы раскисли. Ведь ракета ушла со старта, причём – хорошо ушла. А то, что она где-то там взорвалась, ну, так что ж, поищите причину аварии и сделаете так, чтобы взрывы не повторялись». Причину аварии нашли быстро, но взрывы всё-таки повторялись ещё и ещё, и только четвёртый запуск прошёл успешно. Это было в августе 57-го.
А 4-го октября 1957-го в 22 часа 28 минут по московскому времени с полигона Тюратам стартовала ракета Р-7 с первым спутником на борту. Начало космической эре было положено! С каждым днём далёкие и недосягаемые, как когда-то казалось, звёзды становились всё ближе и ближе. 3 ноября в космос взлетел второй спутник с собакой Лайкой на борту. В эти дни Козлов был удостоен Ленинской премии, которую получил из рук Первого секретаря ЦК Никиты Хрущёва. И в начале января следующего, 58-го, Козлова пригласил Королёв: «Здравствуйте, Дмитрий Ильич! Поздравляю вас, вы назначены заместителем главного конструктора, моим заместителем. Собирайтесь, поедете в Куйбышев, будете работать там моим ответственным представителем…». Что ж, в Куйбышев, так в Куйбышев, так 28 февраля Козлов с группой других специалистов приехал в город, которому суждено было стать колыбелью ракетостроения.
Работали буквально день и ночь, так как за короткое время нужно было совершить чудо, и даже – больше, чем чудо: полностью перепрофилировать завод, на котором строили самолёты, для серийного производства ракет. «Мы делаем ракеты на конвейере, как сосиски», - пошутил позже Хрущёв, дразня американцев. Но для того, чтобы эта шутка не была пустыми словами, надо было совершить невозможное.
Чуть больше полстолетия потребовалось человеку, чтобы пересесть с седла велосипеда в кабину космического корабля. Ещё позавчера с трудом научившаяся крутить педали, сегодня страна мечтателей, страна героев рвалась ввысь, в космические дали, и помогал ей в этом тот же самый завод №1, в новое время получивший новое имя - «Прогресс».