Культурная жизнь

Мы в соц. сетях - facebook vk twitter

lebedСамарская областная благотворительная организация Ассоциация „Социальная защита детей инвалидов"

Виртуальная экскурсия по Филармонии

Пожалуй, в Самаре нет человека, который бы не знал, где находится филармония. Остановите любого прохожего где-нибудь на Хлебной площади и спросите его, как выйти к филармонии, и вам объяснят, что надо встать спиной к Волге и идти до первой трамвайной линии. Эта линия – улица Фрунзе. А затем надо просто идти по Фрунзе до здания, мимо которого просто невозможно пройти мимо, не обратив на него внимания. Это и есть филармония.

В 1940 году страна готовилась отпраздновать столетие со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Главные торжества должны были пройти в Москве, где давно шли репетиции, готовились премьеры, театральные художники рисовали декорации к «Щелкунчику» и к «Лебединому озеру», а публика с замиранием сердца ждала скорых встреч с классикой. Но и здесь, в Куйбышеве, с нетерпением ждали этого юбилея, с которым связывали особые надежды.

Все дело в том, что в Куйбышеве давно велись разговоры о необходимости открытия филармонии. Неразбериха в организации концертной жизни с каждым днём становилась все более чудовищной. Областное гастрольное бюро, располагавшееся в одной малюсенькой комнатке, просто не могло обеспечить нормальную организацию гастролей, которые то и дело срывались либо проходили кое-как. Пожалуй, единственным спасением в этой ситуации могла стать как раз таки филармония.

Сто лет со дня рождения Чайковского праздновалось в 1940 году. В столице к этому юбилею приурочили открытие нового концертного зала Московской филармонии, который отныне стал носить имя великого композитора. 12 октября 40-го в этом зале в исполнении Государственного симфонического оркестра прозвучала Шестая симфония и другие сочинения Чайковского. Кстати, строительство Зала Чайковского началось еще по инициативе и под руководством Всеволода Мейерхольда, мечтавшего о том, что новостройка станет самым большим и современным театром в столице. Но судьба распорядилась иначе: когда театр, в основном, построили, Мейерхольд был арестован и расстрелян, а оставшееся без хозяина здание было передано филармонии.

5 апреля 1940-го года Куйбышевский облисполком принял решение о создании в городе филармонии на базе так называемого гастрольбюро. А ещё месяц спустя, 8-го мая, приказом №71 по делам искусств куйбышевская филармония наконец-то была открыта и обосновалась в здании бывшего театра-цирка «Олимп» на углу Льва Толстого и Фрунзе.

Но уже год спустя после открытия филармонии ей пришлось покинуть роскошное здание цирка «Олимп», освободив его вначале для недавно организованного театра оперетты, а чуть позже – для куйбышевского оперного театра. Отныне и в течение нескольких лет куйбышевская филармония будет скитаться по разным залам и зданиям, среди которых были драмтеатр, Дом Красной Армии, клуб имени Дзержинского и ещё некоторые другие.

Только два года спустя артисты филармонии смогли вернуться в родные стены. И вновь это возвращение и возобновление работы филармонии в стенах цирка «Олимп» оказалось связанным с годовщиной Чайковского. На этот раз отмечалось полвека со дня его кончины.

В 60-е годы в филармонию пришла эпоха оттепели. В 62-м городской молодежный клуб ГМК-62 и горком ВЛКСМ организовали в Куйбышеве конкурс молодых пианистов имени Дмитрия Кабалевского. В декабре того же года композитор и сам побывал в Куйбышеве и пообещал тогда, что сосем скоро куйбышевцы услышать нечто   небывалое – большое вокально-симфоническое произведение, посвящённое памяти тех, кто погиб в годы войны – «Реквием». 

«С нетерпение ждали куйбышевцы обещанного композитором исполнения нового сочинения, - писала «Волжская коммуна» в марте 63-го. – И вот «Реквием» впервые прозвучал на сцене филармонии. Мы услышали монументальное произведение, состоящее из одиннадцати эпизодов, объединенных в три большие раздела. Повествование строится на последовательном развитии одной ведущей мысли, вырастающей от эпизода к эпизоду. Это мысль-призыв: помните! В грандиозном успехе «Реквиема» большая заслуга принадлежит исполнителям, которые не только хорошо справились с трудным произведением, но показали искреннюю увлеченность и подлинный интерес к авторской трактовке. И симфонический оркестр Куйбышевской филармонии, и Ленинградская академическая капелла, и солисты сделали все возможное, чтобы создать в переполненном зале атмосферу затаенной тишины, в которой угадывалось биение сердец слушателей и их душевная взволнованность».

В середине 70-х здание филармонии, которое уже несколько лет находилось в аварийном состоянии, закрылось на реконструкцию. Увы, но старый цирк «Олимп», прослуживший городу 60 с небольшим лет, был признан не подлежащим восстановлению. В итоге легендарного старичка сломали и на его месте начали возводить новое филармоническое здание – более вместительное и современное.

Строительство филармонии продолжалось 13 лет, до 1988 года. А открывали новую филармонию в конце июня 88-го, 22-го числа. Все пространство возле нового здания было заполнено людьми, везде развевались красные флаги, играл духовой оркестр штаба ПриВО. Перерезать традиционную красную ленточку было доверено художественному руководителю филармонии Гиларию Беляеву. Говорят, что когда ленточка уже была перерезана и в руках именинника оказался символический ключ от нового здания, Беляев повертел его в руках и сказал: «Слава Богу, ключ настоящий! А то мне всё казалось, что я сплю». 

Пожелания и мнения о проекте