Архитектурное наследие

Мы в соц. сетях - facebook vk twitter

lebedСамарская областная благотворительная организация Ассоциация „Социальная защита детей инвалидов"

Виртуальная экскурсия по Театральной площади

В середине 80-х годов 19-го века перед Самарой встал вопрос о строительстве нового театра, так как здание старого, размещавшееся на Хлебной площади, обветшало и пришло в негодность. В том, что театр нужно было построить, не сомневался никто, но вот о том, где именно, - велись споры.

Возводить новое театральное здание на старом месте было признано нецелесообразным: Хлебная площадь к тому времени давно перестала быть центром города. Многим казалось разумным построить театр на Алексеевской площади (сегодня это площадь Революции). Ведь там находились канцелярия губернатора, суд, гостиницы, редакции газет. Но постепенно и эта идея как-то сама собой перестала устраивать самарцев: город рос, расширяясь на север, и самое время было подумать о строительстве театра на новом месте, которое завтра, возможно, станет центром.

Так оно и случилось. К осени 1888 года строительство нового театрального здания было завершено, и в субботу, 1 октября, самарский архиепископ Гурий освятил все помещения театра святой водой. На другой день была сыграна первая пьеса, которой оказалась драма Невежина «Вторая молодость». Зал был полон, перед началом представления прозвучал гимн, публика долго рукоплескала актёрам, не отпуская их со сцены. А здесь, возле театрального крыльца, тем временем ожидали своих седоков десятки экипажей – один роскошнее другого.

Площадь, на которой построили театр, естественно стала называться Театральной. А четверть века спустя здесь же выросло вот это здание, где разместилась резиденция самарского губернатора. Правда, в 1915 году, когда это здание построили, оно выглядело иначе и за почти что сто лет своего существования изменилось почти до неузнаваемости. Тем не менее, его стены могли бы рассказать о Самаре много удивительного.

Строительство нового здания губернаторского правления началось ещё при губернаторе Протасьеве, но он был переведён на новое место службы ещё до того, как строительные работы завершились и резиденция губернатора оказалась соседкой городского театра. А последним самарским губернатором до революции стал князь Лев Голицын, назначенный на эту должность в октябре 1916 года. Уже в начале марта следующего, 1917-го, Голицын выглянул в окно своего рабочего кабинета, который находился на втором этаже, и увидел группу вооружённых людей с красными бантами на лацканах курток. Это пришли арестовывать его и его помощников. Голицын был взят под стражу и отвезён в самарскую тюрьму.

После Октября 1917 года Театральная площадь превратилась в Красную. А чтобы сходство с первопрестольной было ещё большим, к первой годовщине революции вот вдоль Струковского сада воздвигли деревянные обелиски с портретами вождей в медальонах. Вот здесь стоял такой обелиск с силуэтом Ленина, напротив – щурился из-под очков Троцкий, а дальше стояли ещё два обелиска – с портретами Маркса и Энгельса.

А пару лет спустя очередь дошла и до театрального скверика. Ещё в декабре 17-го здесь были похоронены красногвардейцы, погибшие при взрыве в Белом доме, как называли губернаторскую резиденцию. А теперь, 1-го мая 1921 года, в театральном сквере был заложен камень будущего монумента, который должен был изображать несколько богатырских фигур, плотно прижавшихся друг к другу. На плечах этих богатырей покоился огромный земной шар – мир, застывший в ожидании мировой революции. Но ни в 21-м, ни в 22-м и следующих за ними годах этот замысел не был осуществлён, а ещё через несколько лет от этого шарообразного монумента решили отказаться.

Но 6 ноября 1932 года, в канун 15-й годовщины революции, здесь, на площади, которая стала к этому времени площадью Парижской коммуны, все-таки состоялось торжественное открытие нового монумента. Автором монумента стал ленинградский скульптор Матвей Манизер, который ранее уже изваял для Самары Ленина, занявшего царский постамент на площади Революции. Деньги для строительства памятника собирали всем миром по почину тех, кто дрался вместе с Чапаевым.

Пожелания и мнения о проекте